В Госдуме прошли слушания законопроекта о целевой модели рынка тепловой энергии

Теплоэнергетика в России — это работа, деятельность, социальная ответственность, благотворительность и все, что угодно, но только не бизнес. Превратить отрасль в рынок мешает сложившаяся система регулирования, где интересам генераторов места нет.

Сегодня необходима такая корректировка ценовой модели рынка тепла и балансировки рынков тепловой и электрической энергии, чтобы этот вид деятельности был конкурентным, экономически оправданным и доступным для потребителей.

Свою модель такой корректировки предложило Правительство РФ в проекте федерального закона № 1086603-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О теплоснабжении» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения» Законопроект принят в первом чтении. Однако в процессе даже предварительного рассмотрения он вызвал острую дискуссию, поскольку, по мнению и депутатов, и энергетиков, и представителей регионов, содержит ряд серьезных рисков. О них и о возможных поправках в проект закона в рамках второго чтения речь шла на парламентских слушаниях, которые провел Комитет по энергетике Государственной думы РФ.

Представляя проект, заместитель Министра энергетики Вячеслав Кравченко выступил с основным докладом на тему «О реформе теплоснабжения в Российской Федерации». Он подчеркнул, что цели рассматриваемого проекта – создание центра ответственности за функционирование систем теплоснабжения в лице единой теплоснабжающей организации и повышение эффективности систем теплоснабжения, в том числе за счёт привлечения дополнительных инвестиций в отрасль.

При этом, согласно данным Минэнерго РФ, фактические инвестиции в отрасль составляют сегодня около 87 млрд руб. в год., а недостающие средства поступают в виде субсидий из бюджетов всех уровней на сумму порядка 150 млрд руб. Рассчитанная же ежегодная потребность в инвестициях составляет порядка 250 млрд руб. Министерство полагает, что около 37% этих денег «могли бы быть получены путем повышения эффективности».

В ходе презентации проекта заместитель Министра заверил депутатов, что в результате реформы рынка тепла будут увеличены налоговые поступления в федеральный, региональный и местный бюджеты, привлечено больше инвестиций, развиты смежные отрасли получат мультипликативный эффект, и отечественная промышленность получит дополнительные заказы.

Немаловажно и то, что переход на новую модель будет происходить исключительно с согласия региональных и местных властей после оценки тарифных и социально-экономических последствий.

Последовавшее затем обсуждение проекта еще раз выделило основные «больные точки» теплоэнергетики в нашей стране. Вместе с тем, выступающие неоднократно высказывались в поддержку законопроекта, выделяя его положительные черты для отрасли.

В поддержку новой модели высказался заместитель директора Департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития РФ Дмитрий Вахруков. По мнению министерства, главное, что даст переход к ней – это значительные институциональные изменения, которые позволят повысить уровень ответственности и качество решений в отрасли, заставит ее участников искать источники повышения экономической эффективности в оптимизации, модернизации и увеличении энергоэффективности.

Заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Виктор Рогоцкий заявил, что, по мнению сенаторов, модель, предложенная Правительством, не имеет альтернативы в том смысле, что отрасль нуждается в балансировании интересов потребителей, производителей тепловой энергии, региональных и местных властей, и рассматриваемая модель позволяет произвести такую балансировку. При этом Совет Федерации направил в Комитет ГосДумы по энергетике 23 поправки ко второму чтению законопроекта.

По мнению исполнительного вице-президента корпорации Fortum - единственной крупной иностранной компании в данный момент работающей в российском теплоснабжении, Александра Чуваева, поддерживая этот закон мы приближаемся к тому, чтобы перестать давить на бизнес, перестать делать одолжения и поддерживать своих. Мы приближаемся к тому, чтобы сделать единые правила для всех.

Другой спикер - директор по экономике и тепловым узлам группы «Т Плюс», работающей в 40 городах РФ, Александр Вилесов подчеркнул, что тепловая энергия теряется от производителя до конечного потребителя. И в этом показателе мы очень сильно отстаем от стран Европы. Но, по мнению Александра Вилесова, это и хороший сигнал, говорящий о возможности окупить инвестиции, вложенные в теплоснабжение и в распределительные сети, в клиентскую сторону. Хотя, конечно, для того, чтобы осуществить такую модернизацию нужны действенные механизмы возврата инвестиций. Так по расчетам, проведенным в компании «Т Плюс», подобные вложения в клиентскую сторону и модернизацию теплоснабжения потребуют около 4 триллионов рублей по стране. Но положительных моментов такого вложения будет больше: в результате в стране появится другая теплосеть, с другими потерями (в пределах «европейских» 8%), везде будет закрытый контур теплоснабжения, а максимум объемов тепловой энергии будет выведен на когенерацию.

Развил тему инвестиций в теплоснабжение и Михаил Кузнецов - генеральный директор Сибирской генерирующей компании, поставляющей тепло более чем 3 млн сибиряков. Он с сожалением отметил, что во многих городах региона сейчас речь не идет об улучшении качества теплоснабжения, или возможности заработать денег. Речь идет об элементарных вещах, таких как наличие тепла в домах. Вместе с тем, внутри систем теплоснабжения городов есть свободные резервы, что позволит проводить реконструкции даже при действующем и по сути своей достаточном тарифе.

Как заверил Михаил Кузнецов, таких инвестпроектов в портфеле наработок СГК сейчас больше, чем на 10 млрд р. Но любое инвестирование повысит экономическую эффективность, после чего органом регулирования будет понижен тариф и о возврате вложенных говорить будет сложно.

Ранее, активная дискуссия по проблемам рынка теплоснабжения в нашей стране развернулась и на портале «ЖКХ Контроль». Так заместитель генерального директора ПАО «ТГК-14» по сбыту, член Правления ПАО ТГК-14 Юрий Дорман, говоря о возможностях развития теплоснабжения подчеркивает, что:

На сегодняшний день сфера теплоснабжения зарегулирована настолько, что никто не может сделать шаг ни вправо, ни влево, но самая большая проблема, что правила игры меняются каждый день. И в связи с этим долгосрочную стратегию построить невозможно. Без долгосрочной стратегии невозможно планировать нормальную работу. А без планирования нормальной работы невозможно выстраивать нормальный бизнес.

В то же время, согласно официальной точке зрения Минэнерго, времени запустить новый инвестиционный цикл до момента, когда технологическое разрушение станет фактически необратимым, осталось крайне мало. Долгосрочное регулирование деятельности каждой в отдельности организации в сфере теплоснабжения не создает экономических условий для оптимизации системы теплоснабжения в целом.

Другой участник дискуссии на портале «ЖКХ Контроль» - директор по энергосбытовой деятельности ОАО «ТГК-2» Валерий Маковский, говорит о направлении развития теплоснабжения:

Необходимо развивать централизованное теплоснабжение на основе комбинированной выработки как наиболее эффективное, учитывая, где это возможно и обосновано. ТГК-2 поддерживает укрупнение и развитие ресурсоснабжающих организаций (РСО) на базе когенерации. <…> Принцип «Одна система централизованного теплоснабжения – одна теплосетевая организация» является наиболее оптимальным для наладки гидравлических режимов работы тепловых сетей, обслуживания, ремонта и реконструкции всего теплосетевого хозяйства.

Источник: ЖКХ Контроль