Введение прямых платежей нивелирует многолетнее противостояние ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний

11 Декабря 2014
Введение прямых платежей нивелирует многолетнее противостояние ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний.

Взаимоотношения ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний в Барнауле уже давно из плоскости добропорядочного сотрудничества  переросли в один большой непрерывный судебный процесс, где предметом спора служит перманентная задолженность последних перед поставщиками коммунальных ресурсов.

Ни действующий сейчас Жилищный кодекс, ни другие законы и подзаконные акты не привели к «прекращению огня» между основными игроками на рынке ЖКХ. Ресурсоснабжающие организации взыскивают задолженность в суде, а управляющие компании приводят свои весомые аргументы и заявляют о хронических неплатежах населения. Выигравших в этом конфликте нет – управляющие компании (УК),  проиграв судебные процессы, увеличивают свою задолженность на сумму взысканных судебных расходов и штрафных санкций, а ресурсоснабжающие организации замораживают программы модернизации и инвестпроекты.

Неплатежеспособность населения – не аргумент для суда

Самым крупным кредитором, взыскивающим долги у управляющих компаний краевого центра,  в настоящий момент является Барнаульская теплосетевая компания (БТСК) По данным бухгалтерского учета БТСК, по состоянию на 1 ноября текущего года задолженность УК за тепловую энергию и горячую воду составляла 492 млн. 155 тыс. рублей. БТСК активно судится и взыскивает долги. В 2014 году  в суды было направлено 96 исков к жилищным организациям, с УК, ТСЖ и ЖСК взыскано  209 млн. 365 тыс.  рублей.

Бухгалтерский учет БТСК детализирует тревожную картину. По состоянию на 1 декабря текущего года, в Барнауле 76 управляющих компаний  имели задолженность перед  ОАО «Барнаульская теплосетевая компания», превышающую по каждой из них  500 тыс. рублей.

В печальной  тройке лидеров должников:  ОАО «Управляющая компания «Доверие», ООО «ДЕЗ-2 Ленинского района»  и ООО «Фирма ПЖЭТ-2».

Руководители  управляющих компаний называют основной причиной возникновения долгов хронические неплатежи населения. Однако, по мнению представителей ресурсоснабжающих компаний, ставить вопрос оплаты за тепло, воду или газ  в зависимость от платежеспособности населения со стороны жилищных организаций не вполне корректно. «Потребителями коммунальных услуг выступают граждане, проживающие в многоквартирных домах, исполнителем услуг - управляющая компания, которая одновременно является абонентом в отношениях с ресурсоснабжающей организацией, поэтому именно управляющая компания, обеспечивающая управление многоквартирным жилым домом, должна оплачивать оказываемые ресурсоснабжающей организацией услуги»,- говорят в БТСК.
В свою очередь, работа самих управляющих компаний по взысканию долгов с населения зачастую организована ненадлежащим образом. «Накопив долги перед ресурсоснабжающей организацией и не приняв всех необходимых мер по взысканию долгов с  граждан-неплательщиков, УК может просто заявить о своей неплатежеспособности (банкротстве)», - комментируют сложившуюся практику юристы компании.

По данным Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, только за первые шесть месяцев текущего года население накопило  1 млрд 183 млн руб долгов по всем видам коммунальных услуг. Таким образом, собственники жилых помещений добавили проблем системам жизнеобеспечения городов, состояние которых и так специалисты оценивают как плачевное.

Порочный круг прервут прямые платежи

Специалисты ЖКХ сходятся во мнении, что положение дел может поправить переход населения на прямые платежи. Статья 155 Жилищного кодекса регламентирует такую возможность. Основанием перехода на систему прямых платежей служит решение общего собрания собственников жилых помещений, членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или другого специализированного потребительского  кооператива.

Директор Барнаульской теплосетевой компании Валерий Ворончихин видит в плюсы в подобной системе расчетов.

«Во-первых, - расчеты собственников жилых помещений напрямую с  БТСК исключат промежуточное звено в этой цепи расчетов. Значит, система станет более понятной и прозрачной, - утверждает г-н Ворончихин. Во-вторых, собственники помещений будут застрахованы от возможных неправомерных действий управляющих компаний, когда средства, собранные у жильцов для оплаты потребленной горячей воды  и тепловой энергии фактически расходуются управляющей компанией на другие цели или вовсе исчезают в неизвестном направлении».

Игорь Холодков, заместитель директора по реализации тепловой энергии БТСК считает,  что с 1 мая 2015г многие управляющие компании уйдут с рынка ЖКХ. Некоторые игроки просто не пройдут процедуру обязательного лицензирования. «Это может вызвать неприятные сбои и неудобства как для ресурсоснабжающих организаций, так и для собственников помещений, - отмечает г-н Холодков, - в том числе, это касается и взаимных расчетов. Эффективным способом решения проблемы полного и своевременного перечисления средств ресурсоснабжающим организациям может стать переход  населения на прямые платежи».

Заплатят все

По данным Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, собираемость коммунальных платежей в регионе довольно высока – 98,4 %, однако статистика наглядно показывает, в какие суммы складываются оставшиеся 1,6 %.

Эксперты заявляют, что управляющим компаниям все же нужно плотнее работать со злостными неплательщиками. Кстати, Государственная Дума в сентябре текущего года уже приняла в первом чтении  проект Федерального закона N 500410-6 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
 
В проекте ФЗ предусмотрено повышение пени до 1/170 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки, начиная с 91 дня со дня наступления установленного срока оплаты и по день фактической выплаты включительно. Кроме того, в Госдуму внесена инициатива о введении системы банковских или муниципальных гарантий оплаты для так называемых неотключаемых потребителей, а также административная и уголовная ответственность за кражу энергоресурсов, самовольное подключение, невыполнение мероприятий по ограничению энергоснабжения, и несанкционированное восстановление энергоснабжения.

Источник: газета «Свободный курс», Александр Федоров