Тепловики нацелились на автоматизацию

13 Октября 2017

Ежегодные потери тепловых компаний от аварий и несовершенной системы учета потребления достигают миллиардов рублей в год. В связи с этим одна из крупнейших теплоснабжающих компаний собирается совместно разработать единую систему диагностики и учета поломок на теплосетях. Об этом «Известиям» в рамках Российской энергетической недели (РЭН) рассказал директор дивизиона «Тепло» «Сибирской генерирующей компании» Игорь Максимов. Изношенные теплосети подталкивают теплоснабжающие компании по всей стране к совместному поиску вариантов оптимизации работы — от создания общих принципов работы с сетями, до перехода на новый принцип тарифообразования по методу «альтернативной котельной».

Быстрый рост городского населения вместе с городским фондом недвижимости постепенно повышают нагрузку на социальную инфраструктуру, и в первую очередь — на электро- и теплосети. При одновременном росте энергоэффективности новых домов теплоснабжающим компаниям приходится искать новые пути оптимизации затрат, рассказал в рамках дискуссии на РЭА директор дивизиона «Тепло» «Сибирской генерирующей компании» Игорь Максимов.

На рынке есть общее понимание, что денег мало. Потребитель становится экономичным, трубы — недозагруженными, а инфраструктура — изношенной. Но проходит время, когда ремонты делали исходя из субъективных оценок. Совместно с нашими коллегами мы занялись разработкой специальной программы, анализирующей и предсказывающей «узкие» места в нашей тепловой системе до начала отопительного сезона, рассказал «Известиям» Игорь Максимов.

По словам менеджера, за последние пять лет компания вложила порядка 4,5 млрд рублей инвестиций только в развитие и ремонт теплосетей во всех 12 городах присутствия, а в целом сумма инвестиций холдинга за это время составила более 100 млрд рублей. Проблема сбора и анализа получаемой с приборов учета информации — одна из самых актуальных для многих тепловых компаний, здесь играет роль не столько экономический, сколько человеческий фактор, заметил Игорь Максимов.

Когда директор того или иного подразделения компании указывает на важные лично с его точки зрения проблемы. Но это субъективный взгляд. Если систему учета автоматизировать и поставить выдачу предупреждений «на поток», то это сильно поможет нам в подготовке к отопительному сезону и позволит избежать потенциальных аварий, — отметил он.

В постепенной цифровизации теплосетей заинтересованы многие компании на рынке. К этому их подталкивают не только стремление к экономии, но и желание снизить потери на пути до потребителя, заметил в рамках дискуссии о проблемах теплосетевых компаний директор по экономике и тепловым узлам «Т Плюс» Александр Вилесов.

У распределительной сети большой потенциал для экономии и роста, но состояние их, как правило, удручающее. Проблема в том, что системы, с которой мы бы могли видеть общий баланс по сети, просто нет, и понять, где теряется энергия — на источнике, в сетях или у клиента — мы можем с трудом, — сообщил он.

В итоге компании ежегодно теряют миллиарды рублей, хотя могли бы направлять их на своевременный ремонт теплосетей, заметил в рамках дискуссии вице-президент НП «Российское теплоснабжение» Василий Поливанов. По его словам, компании активно консультируются друг с другом, в том числе по переходу на систему индивидуальных тепловых пунктов в жилых домах, позволяющих на 30% снизить энергопотребление, а также по разработке единых стандартов работы со строительно-монтажными компаниями.

Из-за того что стандарты работы с теплоснабжающими компаниями у многих подрядчиков разные, качество их работы, на которое часто не распространяется никакой гарантии, оставляет желать лучшего, — отметил Василий Поливанов.В связи с этим мы пытаемся вывести на общеотраслевой уровень вопрос о разработке общих стандартов работы для всех подобных строительных компаний.

Большие надежды теплоснабжающие компании возлагают и на новые изменения в законодательстве, открывшие доступ к так называемой альтернативной котельной. Как писали «Известия», суть нововведений — в расчете тарифа, который теперь будет устанавливаться исходя не из затрат операторов на работу всей системы отопления, а из расчета предельного уровня инвестиций на условное строительство нового теплоисточника. По словам Василия Поливанова, компании давно ждали появления таких контрактов.

Отсутствие закона не позволяет убедиться в гарантированности возврата инвестиций. СГК в этом плане стала пионером, и будет интересно посмотреть, что скажет компания о новой модели рынка, — заметил он.

В июне СГК заключила первое соглашение по модернизации инфраструктуры с властями Рубцовска (150 тыс. человек, Алтайский край), решив вложить в теплоснабжение города более,1,7 млрд рублей, а вернуть средства планирует на основе нового законодательства об «альтернативной котельной». По словам менеджера компании Игоря Максимова, компания уже вложила в модернизацию инфраструктуры города порядка 900 млн рублей. Разрабатываемую сейчас СГК систему учета текущего состояния и прогнозирования поломок на теплосетях компания планирует в том числе использовать и на объектах города, уточнил «Известиям» менеджер.