Путин подписал закон об "альтернативной котельной"

1 Августа 2017
Президент Владимир Путин подписал закон "О внесении изменений в федеральный закон "О теплоснабжении" и отдельные законодательные акты РФ по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения, документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Федеральный закон должен дать толчок реформе отрасли теплоснабжения в РФ, которая, по мнению экспертов, недофинансирована. В результате одобренных изменений инвесторы смогут вкладывать средства в обновление и модернизацию инфраструктуры.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования - 31 июля 2017 года.

Закон меняет систему регулирования в области тарифообразования с переходом от государственного регулирования всех тарифов в сфере теплоснабжения к установлению только предельного уровня цены на тепловую энергию для конечного потребителя - уровня так называемой "альтернативной котельной". Цена будет рассчитываться исходя из того, сколько тепловая энергия могла бы обойтись потребителям в случае строительства ими собственной котельной. Введение такого принципа будет возможно в населенных пунктах только по представлению глав муниципалитетов. Рост стоимости до уровня "альтернативной котельной" будет растянут на несколько лет - предусмотрен так называемый переходный период длительностью 5-10 лет.
В РФ также появятся ценовые зоны, внутри которых за теплоснабжение будут отвечать единые теплоснабжающие организации (ЕТО). Закон определяет роль такой организации в теплоснабжении потребителей. ЕТО обязана реализовывать мероприятия по строительству, реконструкции, модернизации объектов теплоснабжения, определенные для нее в схеме теплоснабжения. Также она отвечает за качество предоставления услуги и допустимые перерывы в обеспечении тепловой энергией.

За деятельностью ЕТО будет вестись наблюдение со стороны антимонопольных органов, такая организация признается занимающей доминирующее положение. Также закон устанавливает особенности заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, отдельные объекты таких систем, в ценовых зонах теплоснабжения. В закон также добавлены механизмы досудебного урегулирования споров, порядок взаимодействия ЕТО со своими контрагентами.

Как сообщал ранее замминистра энергетики Вячеслав Кравченко, реализация реформы в некоторых муниципалитетах при их добровольном согласии может начаться с середины 2018 года. Ряд регионов уже думает над началом реформы.
"В частности, изъявляли свое желание крупные города - Казань, Набережные Челны, не исключаю, возможно, что в этом направлении двинется Красноярск, и я полагаю, что туда спокойно может двинуться ряд городов по Волге - Самара, Дзержинск", - отмечал В.Кравченко.

Принятие реформы должно быть актуально для населенных пунктов, где высок износ инфраструктуры и необходимо привлечение инвестора в отрасль. Пока регионы осторожно относятся к новым возможностям, прописанным в законе.
Как сообщил "Интерфаксу" гендиректор ОАО "Теплоэнерго" Александр Котельников, Нижний Новгород активно участвует в реформе теплоснабжения, ряд положений закона о теплоснабжении уже реализован.

"Наш город стал одним из первых городов-миллионников, где была разработана и утверждена Минэнерго схема теплоснабжения, которая ежегодно актуализируется. Согласно схеме в городе определены две ЕТО - ОАО "Теплоэнерго" и "Автозаводская ТЭЦ", которые имеют единые тарифы во всей зоне действия", - сказал он.
На первом этапе реформы теплоснабжения модель "альткотельной" будет вводиться на территориях, где преобладает производство тепловой энергии на ТЭЦ (более 50%). Нижний Новгород к таким территориям не относится, поскольку основной объем тепловой энергии вырабатывается котельными. Внедрение нового принципа ценообразования на остальных территориях планируется начать с 2019 года, добавил А.Котельников.

"Следует отметить, что законопроект внедряется для получения дополнительного финансирования мероприятий по реконструкции и модернизации систем теплоснабжения, что неизбежно приведет к росту тарифов, в ряде регионов - очень значительному. В связи с чем, поэтапное внедрение метода "альткотельной" требует внимательного рассмотрения с точки зрения последствий для граждан", - добавил он.

В муниципалитете Дзержинска "Интерфаксу" сообщили, что детальной проработки требуют как сам принятый закон, так и организационные и технико-экономические мероприятия по реализации реформы.
"При этом в случае принятия решения о реализации реформы на территории городского округа город Дзержинск, такая реализация будет осуществляться под руководством и в тесном сотрудничестве с правительством Нижегородской области", - отметили в регионе.

Ранее у депутатов возникло много вопросов в связи с тем, что принятие закона может вызвать рост цен на тепловую энергию. Как подсчитали эксперты Высшей школы экономики, если бы стоимость поднималась одномоментно до уровня "альтернативной котельной", то рост бы составил от 10% до 47% в зависимости от регионов. Если же растянуть внедрение "альтернативной котельной" на 5-10 лет, как это предлагается в законе, то, например, по Тюмени разовый рост тарифа составит индекс потребительских цен (ИПЦ) плюс 1,2%, по Челябинску - ИПЦ плюс 1,9%.
По данным Минэнерго, теплоснабжение по обороту сопоставимо с 2,5% ВВП РФ (1,5 трлн рублей), на него приходится более 50% платежа гражданина за жилищно-коммунальные услуги. При этом в отрасли наблюдается высокий износ оборудования - только 25% энергетических котлов и 36% турбин ТЭС моложе 30 лет. Ежегодные инвестиции в теплоснабжение достигают 87 млрд рублей, при этом потребность в инвестициях составляет 250 млрд рублей, 37% из которых могут быть получены за счет повышения эффективности работы отрасли.

Источник: Interfax.Ru