Директор Дивизиона "Тепло" Игорь Максимов: "Каждая гигакалория - благо"

13 Октября 2017

Одним из стратегических направлений развития Сибирской генерирующей компании является расширение рынка сбыта тепловой энергии. О том, какие мероприятия проводятся для достижения этой цели, какие возможности это открывает для самой компании и ее потребителей, рассказал директор Дивизиона «Тепло» СГК Игорь Максимов.

 


- Игорь Иванович, за последние несколько лет Сибирская генерирующая компания подключила достаточно много новых потребителей. Что этому способствовало и помогло достичь результата?

- Мы в компании пришли к осознанию того, что каждый новый потребитель и каждая дополнительно гигакалория, отпущенная нашими теплоисточниками, – это, во-первых, благо для нашего бизнеса, а во-вторых, благо с точки зрения экологических аспектов жизни в городах. Ведь в сибирских, особенно крупных, городах масса коптящих котельных, что особенно заметно в зимний период. Из-за низких труб их выбросы оказываются очень близко от земли, плохо рассеиваются и оседают в зоне деятельности людей.

У предприятий СГК есть возможность увеличить объем поставляемой тепловой энергии еще в 1,5 раза. Там, где сейчас эта возможность не используется, мы по сути эти свободные гигакалории просто сбрасываем в водоемы. А ведь мы можем то тепло, которое утилизируем, отдавать потребителям причем по гораздо меньшей цене, чем это делают котельные.

В этом году мы активно замещаем котельные в городах нашего присутствия – это котельная №1 Краскома в Красноярске, котельные № 27 и 45 в Кемерове, котельная по улице Чкаловской в Барнауле. И это дает нам прирост новых потребителей.

- Но ведь новые потребители приходят к СГК только за счет замещения котельных?

- Нет, конечно. Это лишь один из путей. В городах ведется новое строительство, например, в Барнауле сейчас сдается 500-600 квадратных метров жилья. И мы активно присоединяем новые объекты к нашим источникам, это порядка 50-60 гигакалорий мощности каждый год. Нашими новыми потребителями становятся жилые дома, социальные объекты, производственные предприятия.

Еще одно направление – это возврат старых потребителей, которые ранее ушли на собственные теплоисточники. Мы предлагаем цены ниже, и им выгоднее приобретать тепловую энергию у нас, чем содержать собственные источники, ведь это требует и отдельного штата и постоянных вложений в поддержание. Среди такие примеров, тепличный комбинат в Барнауле, который вернулся к нам в этом году.

- Всегда ли компании выгодно подключение к своим источникам новых потребителей?

- Существует такое понятие как радиус эффективного теплоснабжения теплоисточника. Как правило, большинство строящихся объектов находятся как раз в этом радиусе. В этом случае любой потребитель будет нам выгоден. Если же, он находится за пределами этого радиуса, нужно проводить отдельные расчеты, тут уже все зависит от многих факторов, объема подключенной нагрузки, удаленности объекта, существующей инфраструктуры и требуемых мероприятий.

- Бывают ли случаи, когда потребитель приходит за подключением в СГК и ему отказывают?

- Такое возможно только в самых исключительных случаях. В том случае, если этот потребитель находится вне радиуса эффективного действия нашего теплоисточника, мы предлагаем ему заключить с нами договор на индивидуальных условиях по индивидуальному тарифу из расчета, сколько будет стоить комплекс мероприятий, чтобы его подключить.

- Какой тариф получают новые потребители, подключившись к нашим теплоисточникам?

- Все наши потребители обслуживаются по единому тарифу, утвержденному региональной энергетической комиссией. И этот тариф практически всегда ниже, чем на соседних теплоисточниках. Низкий тариф – наше основное конкурентное преимущество. Переходя на обслуживание к нам от котельных потребители, как правило, получают существенное снижение платежа за тепло.

- Какие технические мероприятия необходимо провести для подключения нового потребителя?

- Например, если строится новый микрорайон, может возникнуть необходимость проложить туда дополнительные тепловые сети, или переложить существующие на трубы другого диаметра. Кроме того, нужны насосные станции, которые обеспечат необходимое давление и соответствующий гидравлический режим.  Обязательно разрабатывается инвестиционная программа, где все эти мероприятия учитываются в перспективе на 5 лет. Рассчитывается объем, который мы можем за 5 лет предложить и необходимые для этого работы. При этом мы учитываем заявки потребителей на перспективу, и сразу после утверждения своей инвестиционной программы начинаем весь комплекс мероприятий, не дожидаясь, пока придет последний потребитель и заплатит за подключение.

- Есть какие-то моменты, которые мешают в работе по привлечению новых потребителей?

- По факту за новых потребителей мы конкурируем с частными теплоисточниками. И нередко в этом случае мы сталкиваемся с частными интересами, которые препятствуют замещению своих котельных, несмотря на очевидные плюсы для жителей и города. Зачастую они могут быть аффилированы с представителями власти. Но рано или поздно эти вопросы решаются, и мы находим компромисс. Кроме того, в каждом городе утверждается схема теплоснабжения, которая призвана разрешить данные противоречия.

- В каком направлении планируется развиваться дальше в вопросе подключения новых потребители? Какие возможности есть у компании и какие условия для этого необходимы?

- На самом деле, возможностей у СГК очень много, резервы тепловой мощности большие. А дальше все зависит от согласования инвестиционных программ. Мы должны утвердить свои инвестиционные планы с руководством муниципалитета, в котором работаем, соотнести их с градостроительными планами. В ближайшие 5-10 лет мы можем рассчитывать на увеличение тепловой нагрузки на наши источники за счет новых потребителей в пределах 10%. При этом стоит учитывать, что одновременно потребители учатся экономить, проводят мероприятия по повышению энергоэффективности, тем самым идет снижение существующего уровня потребления. По нашим прогнозам, в ближайшие 15 лет уменьшение потребления за счет экономии и рост объемов реализации тепла за счет привлечения новых потребителей окажутся примерно в равном соотношении, что позволит нам сохранить текущий уровень отпуска тепловой энергии.