Готовим кадры со школы: в Красноярске прошел первый Форум энергоклассов

«Поддерживая такие проекты, мы делаем вклад в наше общее будущее. Мы создаем энергоклассы, стараемся инвестировать в науку, понимая необходимость не только решать задачи сегодняшнего дня по подготовке квалифицированных кадров, но и обеспечивать развитие отрасли».

Представители Сибирской генерирующей компании приняли участие в первом в крае Форуме энергоклассов, состоявшемся на базе Сибирского федерального университета. Руководители работающих в регионе энергопредприятий и учебных заведений обсудили перспективы развития этого проекта в будущем и подходы к созданию образовательной цепочки «школа — вуз — предприятие».

В Красноярском крае энергоклассы, где школьники знакомятся с основами теплоэнергетики, углубленно изучают математику, физику и информатику, есть в трех городах: Шарыпово, Минусинске и Назарове. В Шарыпово ребята обучаются в спецклассах при поддержке компании «Юнипро», которой принадлежит Березовская ГРЭС. В остальных городах, а также в Абакане энергоклассы созданы и действуют при поддержке Сибирской генерирующей компании.



«Система энергоклассов позволяет уже на этапе трудоустройства получить специалистов высокого профессионального уровня. Их не нужно доучивать, тратя на это время и ресурсы, — рассказала заместитель директора Красноярского филиала СГК по стратегическим коммуникациям Анастасия Дьякова. — Кроме того, поддерживая такие проекты, мы делаем вклад в наше общее будущее. Мы создаем энергоклассы, стараемся инвестировать в науку, понимая необходимость не только решать задачи сегодняшнего дня по подготовке квалифицированных кадров, но обеспечивать развитие отрасли в будущем. Сейчас активно обсуждается второй этап программы модернизации энергокомплекса по программе договоров на предоставление мощности, эти планы потребуют внедрения новых технологии, автоматизации производственных процессов и специалистов, которые смогут это сделать. И как раз те ребята, которые обучаются в энергоклассах, еще со школы понимают: в будущем именно им строить современную энергетику».

Самые «молодые» энергоклассы в регионе работают в Назарове. Они появились в 2016 году и стали продолжением сотрудничества Назаровской ГРЭС СГК, энергостроительного техникума и СФУ. Ребята 10 и 11 класса знакомятся с работой энергетических предприятий, проходят курс «Введение в энергетику». Энергоклассы в Абакане и Минусинске существуют с 2014 и 2015 годов и уже выпустили первых ребят. Самую длительную историю имеет энергокласс Березовской ГРЭС. Представители работодателей, отвечающие за кадровую политику, поделились друг с другом наработанным за эти годы опытом, а также рассмотрели варианты решения общей для всех компаний задачи — как после окончания энергоклассов мотивировать абитуриентов поступать в отраслевые вузы, а затем приходить на предприятия.


Среди эффективных инструментов мотивации участники форума отметили именные стипендии, которые студенты получают при условии успешной учебы, заключение договоров, гарантирующих им трудоустройство после получения профессионального образования. Между тем, все присутствующие сошлись во мнении, что помимо материального стимулирования важна и нематериальная мотивация. Важно пробудить в старшеклассниках интерес к предприятию, желание связать с ним свою профессиональную судьбу. Поэтому уже на этапе отбора с энергоклассы школьники становятся частью коллектива, принимают участие в корпоративных событиях, спортивных мероприятиях и социальных акциях.


Еде одно направление работы — развитие сотрудничества с отраслевыми вузами, являющими необходимым звеном в построении эффективной системы подготовки квалифицированных кадров. «Нужда в грамотных теплоэнергетиках была и будет всегда, и мы очень заинтересованы в том, чтобы именно наши выпускники получали работу по специальности на ведущих предприятиях, — отметил доцент кафедры ТЭС Сибирского федерального университета Лев Подгорский. — Энергоклассы позволяют школьникам вплотную познакомиться с будущей профессией, получить дополнительные возможности при подготовке к поступлению в вуз, а работодателям — обучать ребят под свои потребности и наблюдать на протяжении семи лет, как проявляют себя будущие сотрудники».

Спецклассы признаны эффективной практикой на федеральном уровне. В прошлом году Абаканскому филиалу СГК удалось успешно презентовать проект и занять второе место на всероссийском конкурсе лучших практик профессионального самоопределения молодежи «Премии «Траектория».