Энергетики и транспортники: сферы разные, проблема – одна

В Новокузнецке на дискуссионной площадке «По SUществу» прошёл «круглый стол» по проблемам развития городского транспорта. Организаторами деловой встречи выступили Сибирская генерирующая компания и редакция интернет-портала novokuznetsk.su.

Очередное заседание дискуссионного клуба собрало представителей муниципального транспорта, частных перевозчиков, горсовета и СМИ. Обсуждение за «круглым столом» сосредоточилось на трех особенно болезненных для перевозчиков темах: внедрению транспортной карты, на которую с 1 мая должен перейти весь муниципальный транспорт Новокузнецка, бедственное состояние парка и «льготники». К сожалению, вопрос по транспортной карте в ходе заседания так и остался открытым, так как представители заказчика – Управление по транспорту и связи администрации Новокузнецка – не присутствовали на заседании клуба. Что касается двух других  тем, то и их обсуждение наткнулось на неразрешимую на сегодняшний день проблему «социальных гарантий» льготникам.

По словам Эдуарда Тяпикина, заместителя председателя комитета по бюджету, экономике и муниципальной собственности горсовета, оборот средств  в муниципальном  транспорте Новокузнецка складывается из платежей пассажиров, а также дотаций городского бюджета (720 миллионов рублей) и дотаций области (около 200 миллионов рублей). При этом износ парка муниципального автотранспорта – 80%, трамвайный парк обновлялся в последний раз в 2013 году четырьмя вагонами. Резонный вопрос – куда уходят деньги? В ходе «круглого стола» выяснилось, что ключевой проблемой недофинансирования и, как следствие, устаревания подвижного состава является перевозка льготных категорий населения.

DSC_3443.JPG

В Кузбассе право на льготный проезд имеют 26 категорий граждан. Из этой цифры только одна категория дотируется из местного бюджета города - сумма дотаций составляет 230 тысяч рублей. За остальных 25 категорий компенсации перевозчикам должны производить областной и федеральный бюджеты, однако средства выделяются не в полном объеме.

Ситуация с недофинансированием со стороны бюджета расходов на муниципальный транспорт схожа с долгами по компенсации выпадающих доходов (КВД) ресурсоснабжающим организациям за тепло и другие коммунальные услуги. Как известно, жители Новокузнецка  оплачивают за тепло и горячую воду чуть более 50%, остальная часть должна компенсироваться из городского бюджета. Однако как и в ситуации с муниципальным транспортом средств на эти расходы в городском бюджете нет. Из года в год перед ресурсниками копятся долги, что в свою очередь ведет к цепочке неплатежей. Наглядный тому пример – долг Центральной ТЭЦ перед газовщиками в 2,5 млрд. рублей. На начало марта долг бюджета перед АО «Кузнецкая ТЭЦ» составил 257,5 млн. рублей и продолжает расти. Аналогичная ситуация складывается и по другим ресурсоснабжающим и теплотранспортным организациям города. МП Сибирская сбытовая компания находится в состоянии банкротства.

Участники круглого стола высказали мнение о том, что изменить положение в лучшую сторону возможно не только путём повышения стоимости проезда, но и сокращением количества льготных категорий пассажиров. Аналогичная мера применима и в сфере теплоснабжения – отказ от КВД и переход к адресным субсидиям также способен вывести ЖКХ города из долговой ямы и привлечь инвестиции в развитие централизованного теплоснабжения Новокузнецка.

DSC_3441.JPG