Бывает зима без жалоб

4 Сентября 2014

Кто отвечает за тепло в коммунальном доме?

Потребители обязаны знать, кто и за что отвечает, когда вопрос касается отопления жилья, и каков вклад каждого участника этой цепочки в конечный результат. Алексей ГИЛЁВ, начальник Кузнецкого теплосетевого района Межрегиональной теплосетевой компании (МТСК, входит в группу «Сибирская генерирующая компания») уверен, что коммунальная грамотность потребителей – это ключ к зимовкам без проблем, отключений и жалоб.

Раздел ответственных

– Алексей Витальевич, новокузнечане жалуются на две беды: летом горячая вода недостаточно горяча, зимой – в части квартир холодные батареи. Между тем энергетики в конце отопительного сезона регулярно рапортуют о благополучном его завершении и объясняют, что делают всё, чтобы новокузнечане не мёрзли. Как так?

– Это происходит, как вы понимаете, не только в Новокузнецке, но и в других городах страны. Проблема в том, что потребители в большинстве своём не желают разбираться, от кого или от чего зависит температура воды в кране или в батарее. Это не правильно, потому что в этой цепочке у потребителя так же, как и у поставщика услуги, есть своя зона ответственности, то есть не только права, но и обязанности.

Когда мы выезжаем по заявке на конкретный адрес – будь то недогрев воды или холодные батареи – обследование мы всегда начинаем с замера температуры на границах раздела – у стены дома, внутри дома и в конкретной квартире. В договоре прописано: ответственность ресурсоснабжающей организации заканчивается стеной дома, а от стены дома до каждой отдельной квартиры за услугу отвечает обслуживающая дом организация. Если горячая вода дошла до границы дома с температурой от 60 до 75 градусов, это означает, что свою часть договора мы выполнили.

– Но это выглядит так, будто энергетики просто перекладывают ответственность на управляющие компании. А ведь очень часто обслуживающая дом организация попросту не имеет ресурсов для решения проблемы – оборудования, специалистов…

– Вы правы. К сожалению, не во всех обслуживающих организациях имеются грамотные специалисты, способные отрегулировать внутридомовые сети. И именно поэтому наша диспетчерская служба принимает все заявки. Какую-то их часть мы сразу же направляем в обслуживающую конкретный дом организацию, и если там не могут решить проблему или определить её причину, на место выезжает наша бригада.

Допустим, зимой возникает проблема: в конкретном доме жильцы одного подъезда жалуются на холодные батареи. При этом в соседнем подъезде жалоб нет. В данном случае нарушена внутридомовая регулировка инженерных сетей. Ресурсоснабжающая организация здесь не причём. Проблему должна решать управляющая компания. Это её задача – найти специалистов, которые отрегулируют систему, это её часть работы, прописанной в договоре с собственниками жилья. А мы здесь можем только рекомендации дать и следить за их выполнением. Потому что не обслуживаем внутридомовые системы – у нас нет таких прав.

– А как собственники могут повлиять на подготовку своих домов к зиме, чтобы избежать проблем с батареями, когда завьюжит?

– С середины апреля до середины мая все организации, обслуживающие жильё, получили предписания по подготовке тепловых узлов к зиме с перечнем технических мероприятий, которые необходимо осуществить к началу следующего отопительного сезона. Это 25 пунктов, каждый из которых ссылается на соответствующие правила, закон или постановление. Горожане должны понимать, что это не выдумки энергетиков или взятые с потолка придирки, а нормы законов. Каждый из пунктов предписания нацелен на то, чтобы зимой житель не страдал, чтобы внутридомовая система была чистая, промытая, чтобы трубы были испытаны повышенным давлением, чтобы была теплоотдача, чтобы всё работало. Для этого должна быть налажена циркуляция воды не только на магистральных сетях, но и внутри дома.

Повторюсь: мы доводим тепло до стены дома, а задача собственников это тепло забрать. Вот они и должны заставить свою обслуживающую организацию, сделать так, чтобы было тепло. В некоторых случаях нужно даже отложить покраску и побелку подъездов, благоустройство, и, в первую очередь, завести тепло в дом. Потому что это первоочередная задача. К сожалению, у нас это пока не все понимают. Часто так происходит: УК согласна с нашими требованиями, готова устранять недостатки в работе внутридомовой сети, выполнять наши предписания, но старшие домов, чтобы сэкономить деньги, противятся, мотивируя тем, что в прошлом году всё обошлось и работало без дополнительных вложений. А если не обойдётся в этом году, с кого спрашивать будем?

Тепло – своими руками

– До начала отопительного сезона остаются считанные дни, много ли домов получили акты технической готовности к зиме?

– На начало прошлой недели по контуру Кузнецкой ТЭЦ мы имели следующие показатели: в Центральном районе – 55%, В Куйбышевском – 82%, в Кузнецком – 50%, в Орджоникидзевском – 88% домов от общего количества жилого фонда готовы к зиме.

В настоящее время значительно ужесточены правила получения актов технической готовности. Если замечания, влияющие на теплоснабжение дома, не устраняются, мы не подписываем акт технической готовности. «Правила оценки готовности к отопительному периоду №103 от 12.03.2013» определяют, что паспорта готовности объектов подписывает комиссия, созданная при администрации городского округа. Основанием для принятия решения служит акт технической готовности дома, в котором указаны все замечания на конец прошлого отопительного сезона и фактическое устранение этих замечаний.

– Жилой фонд у МТСК большой. Хватает ли специалистов для оценки готовности каждого дома к зиме? Наверняка, приходится несколько раз выезжать на один и тот же дом?

– Действительно, чтобы подписать или не подписать акт технической готовности, наши сотрудники несколько раз выезжают на место. Есть ведь несущественные замечания, которые можно устранить по ходу (мусор в подвале дома, где располагается тепловой узел, тепловой узел не покрашен или отсутствует свет в подвале), и замечания, влияющие на процесс теплоснабжения дома в целом (например, прямое соединение системы отопления с канализацией, заблинована линия смешения (подмеса) и другие). Такие моменты не проходят! И пока их не устранят, наши бригады будут выезжать на место, ставить оценку «Не готов!», чтобы обслуживающие организации находили резервы, а собственники, потребители, старшие домов, подъездов этому способствовали – всеми возможными методами добивались от обслуживающей организации подготовки дома к зиме надлежащим образом.

В настоящий момент специалистов и транспорта у нас хватает, но чем ближе к началу отопительного сезона, тем горячее – многие оттягивают решение проблем до последнего. А, напомню, для теплоснабжающих организаций города контрольная точка готовности к подаче тепла потребителям – 15 сентября. Так что времени совсем мало.

– И напоследок, Алексей Витальевич, всё-таки, как сохранить тепло в доме?

– Самый простой и верный способ сохранить батареи теплыми, а воду в кране горячей – сделать теплоизоляцию разводящих стояков до каждого крана в квартире. Если бы у нас в каждом доме, до каждого жителя шла труба-термос, то вообще бы потерь не было! Но в подавляющем большинстве домов изоляции нет (в подвале ещё есть, а дальше, на стояках, её редко где можно увидеть). К сожалению, обслуживающая организация либо не доводит до сведения жителей, либо жители не понимают значения теплоизоляции внутридомовых сетей и не разрешают списывать со счетов дома средства на её установку. В результате они недополучают услугу, а утром приходится сливать воду через свои же счётчики, что бы поднять температуру. Поэтому, я уверен, коммунальная грамотность населения на руку всем – и поставщикам услуг, и потребителям, и муниципальной власти. Всем.

Подготовила Лариса Сергеева


А.В.Гилёв, начальник Кузнецкого теплосетевого района