Сибирь объединили по Енисею

26 Апреля 2018
Красноярскому экономическому форуму снова повезло с повесткой. Тема «Россия 2018–2024: реализуя потенциал» в свете введения новых санкций и резкого падения рынков приобрела новые неожиданные оттенки, а движения экономики заставили держать в тонусе гостей мероприятия

Изменится ли повестка, скорректируются ли темы обсуж­дений, будут ли громкие заявления по текущей ситуации, в конце концов, приедет ли Дерипаска — это практически «наше всесибирское все»? — гадала публика. Ответ получился кратким и однозначным: нет, нет, нет, нет. Форум как будто не заметил содрогнувшейся в конвульсиях экономики, ну разве что Дерипаска не прилетел. Его отсутствие пришлось объяснять вице-премьеру Аркадию Дворковичу. Дескать, у Олега Владимировича в связи с последними событиями масса более важных задач, чем какие-то полеты на какие-то форумы, даже в те регионы, где сосредоточены основные активы компании. Спасать бизнес приходится не в месте расположения средств производства, а поближе к стенам Кремля.

— У нас есть понимание, какие решения нужны, чтобы обеспечить работу компаний, в которых Олег Владимирович является основным акционером, но эти решения требуют от него 24-часовой работы на своем рабочем месте, а не на площадке форума, — не особо щадя чувства оргкомитета, заявил вице-премьер.

На этот раз санкции все же сказались на качестве гостей форума: в последний момент отменили визиты несколько заместителей министров, а сами министры, кажется, и не собирались. Если в прошлом году на КЭФ приехало практически все правительство, то в этом году статусных гостей было значительно меньше. С другой стороны, их можно понять: кто усидит в своих креслах после инаугурации президента? Стоит ли в такой нервной обстановке светить лицом и давать какие-то публичные обещания? Ведь, собственно, за этим мы здесь и собираемся.

В то же время нельзя сказать, что от отсутствия первых лиц как-то пострадал уровень обсуждений на круглых столах. Они по-прежнему остались продуктивными, и проговорить удалось практически все актуальные вопросы: реформу теплоэнергетики, цифровизацию экономики страны, вопросы переработки мусора и проблемы ЖКХ, транспортно-логистические задачи и повышение предпринимательской культуры у субъектов малого и среднего бизнеса.

Как ни странно, с тех пор, когда вопросы организации форума полностью взяло на себя правительство Красноярского края, уровень, отношение к экспонентам, гостям и журналистам только выросли.

Впервые в истории форума был представлен стенд нескольких регионов Китая — раньше предприниматели из Поднебесной империи только присматривались к возможностям региона, в этом же году, можно считать, предложили полноценное и взаимовыгодное сотрудничество.

На редкость интересным выдался так называемый «нулевой» день форума — работа молодежной площадки «Поколение 2030», где шло всестороннее обсуж­дение креативной индустрии и ее возможности выступить драйвером регио­нальной экономики.

— Если бы мне шесть лет назад сказали, что это станет темой обсуждения на КЭФ, я бы не поверил, — признался управляющий регио­нальными резиденциями дизайн-завода «Flacon» Михаил Егошин — человек, который занимался превращением полуразрушенного ДК в Красноярске в модную молодежную креативную площадку.

И действительно, уровень экспертов был достаточно высок, а дискуссии завершались предложением конкретных дорожных карт по развитию креативной индустрии. Пусть местами и удивительно наивных в плане ожиданий финансовой поддержки от государства.

Эдуард Карпейкин

Дети одной реки

Но все же главной идеей форума была не возможность самовыражения для молодых и творческих людей. Новое слово в географии — проект «Енисейская Сибирь», автором которого является врио губернатора Красноярского края Александр Усс, должен был показать всю свою мощь как флагмана регио­нального развития. Под его презентацию был выделен целый павильон с проектами и производствами разной степени «крупности»: от автомобилей, тюнингованных под нужды северных территорий (Arctic Tracks) и новых номерных табличек красноярских домов до строительства агрокластеров и скоростных железнодорожных магистралей. Программа первого «взрослого» дня форума была в итоге расчищена под роад-шоу «Енисейская Сибирь». В бизнес-среде таким затейливым термином называют презентации для инвесторов. Но было очевидно, что сами участники этого шоу не до конца понимают, есть ли в зале целевая аудитория.

— Для нас это первый опыт роад-шоу в Красноярском крае, — призналась вице-президент — статс-секретарь «Норильского никеля» Елена Безденежных, — обычно его делают для инвесторов, значит, здесь наши инвесторы.

По сути, роад-шоу представляло собой набор видео-презентаций разного уровня и объяснений топ-менеджеров компаний, что увидели зрители и зачем это было нужно. На первый взгляд, целевые аудитории не совпали: в публичных защитах своих проектов спикеры в основном апеллировали к государству: просили налоговые льготы, инфраструктуру, другие правила игры на рынке и прочие формы поддержки, не зависящие от воли губернаторов, присутствовавших в зале. А Дворкович и несколько федеральных замминистров, думается, уже видели эти проекты и, возможно, не один раз.

Однако презентации возможностей создания промышленных проектов серьезно заинтересовали китайских участников форума: они записывали транслировавшиеся на экране ролики и выступления топов на мобильные телефоны и, как только разговор от перспектив добычи полезных ископаемых и развития энергетики перешел к развитию агропрома и строительству железных дорог, дружно покинули зал. Что в целом дает представление об уровне интереса наших китайских товарищей к региону.

Эдуард Карпейкин

Я его слепила

«Енисейская Сибирь» в итоге собрала под одним брендом и «Южный кластер» «Норникеля», и две Технологические долины «РУСАЛа» в Красноярском крае и Хакасии, и новые разработки золотых месторождений «Полюса», и идею создания «сухого порта» в новом аэропорту Красноярска («Красноярский край выгодно равноудален от рынков сбыта»), и исчисляющуюся десятками миллиардов инвест­программу Сибирской генерирующей компании, и проект по созданию агропарка в Шарыповском районе под эгидой «Юнипро», и очередную версию строительства железной дороги «Элегест–Кызыл–Курагино», в основание которой уже был вбит не один «первый» костыль.

Что объединяет все эти проекты, кроме презентационной площадки? Как они взаимосвязаны и влияют друг на друга, гостям форума попытались объяснить на следующий день во время итогового пленарного заседания. Но, по большому счету, дискуссии не вышло. Модератор пленарки, вице-президент Центра стратегических разработок Владимир Княгинин пытался начать обсуждение проекта «Енисейской Сибири» с идеи социального и экономического объединения регионов, развития человеческого капитала, но ему быстро объяснили, что таким образом он стремится поставить телегу впереди лошади. Что никто не собирается как-то проектно объединяться и проектом управлять, что задача — новая индустриализация Сибири и получение государственной поддержки, что о социальных дефицитах все в курсе и что главное — начать реализацию масштабных промышленных идей, а там уже постепенно и дефициты как-нибудь заполнятся. Главное сейчас — упаковать разрозненные идеи бизнеса в один конвертик и продвигать под единым названием. А управляет всем пусть федерация — ей это нужно едва ли не больше, чем нам.

Дожить до 7 мая

Во внезапно изменившихся в очередной раз экономических условиях, когда внешние рынки закрываются, конечно, государство поддержит расширение крупной промышленности на рынок внутренний. Это ж вам не хипстеры с их креативом. Собственно, уже поддержало устами заместителя министра финансов страны Андрея Иванова.

— «Енисейскую Сибирь» мы воспринимаем как портфель инвестиционных проектов, — сказал замминистра. — По этому поводу мы, Минфин России и правительство Красноярского края, получили жесточайшее поручение от президента. Все произрастает из конкретной инвестиционной деятельности, поэтому рассуждать о макроэкономике, геополитике не нужно. Мы готовы оказать различные механизмы государственной поддержки — от особой экономической зоны до индустриального парка.

После его выступления зал взорвался аплодисментами.

— Посмотрим на это под другим углом, — предложил в частной беседе один из экспертов форума. — Да, проекты не самые новые, да, дорогу «Элегест–Кызыл–Курагино уже начинали строить несколько раз, но раньше на нее обращали мало внимания, а сейчас, в пакете с другими, это строительство поддержал президент.

И действительно, что переживать — есть концепция, нет концепции, — когда экономические решения диктуются политической обстановкой. Главное, чтобы после 7 мая все обещания минфина остались в силе. И заживем.


Источник: Эксперт-Сибирь