Платить за тепло по-новому: плюсы метода альтернативной котельной

19 Декабря 2017

ОТКУДА ВЗЯТЬСЯ ИНВЕСТИЦИЯМ

В зале правительства Новосибирской области собрались представители федерального Минэнерго, компаний - поставщиков тепла и власти сразу всех регионов Сибири. Тема обсуждения - важнейшая для области, где несколько месяцев температура ниже -15: тепло в домах, а также способы приведения в порядок теплотрасс и станций. Причем сделать это надо, что называется, на века. Деньги требуются огромные, и есть они только у инвесторов.

- Сегодня практически отсутствуют стратегические инвестиции в отрасль, а бюджет не может нести ту долговую нагрузку, которая сформирована на поддержание отрасли теплоснабжения в работоспособном состоянии. В такой обстановке наиболее эффективный способ решения проблем - это привлечение инвесторов. Инвестор восстанавливает то качество систем, которое требуется для надежного и бесперебойного теплоснабжения, - отметил заместитель директора департамента развития электроэнергетики Минэнерго Алексей Храпков.

Рецепт, как заинтересовать бизнес, есть. Соответствующий федеральный закон приняли летом этого года. Для конкретного города и поселка рассчитывают стоимость новой котельной, как будто бы ее пришлось построить. Учитывают расходы на возведение, оборудование, стройматериалы, прокладку теплотрасс, доставку топлива. Отталкиваясь от полученной суммы, высчитывают предельную стоимость гигакалории в этом населенном пункте. Ее достигают через 10 - 15 лет. Причем для потребителя рост цены постепенный. Инвестор за несколько месяцев может вложить миллиарды рублей в развитие теплоснабжения населенного пункта, потому что твердо знает, что эта сумма вернется к нему через годы.

- В каждом новом городе и в каждом новом кругу участников таких встреч вскрываются новые вопросы, на которые нам нужно дать ответ либо подготовить предложения по изменению закона. Закон очень сильно изменился по сравнению с первоначальным проектом. Например, введена норма о добровольном принятии новой схемы теплоснабжения местными властями. Первоначально проект предусматривал автоматический переход всей страны на новую модель рынка тепла, - рассказала директор по тарифообразованию Сибирской генерирующей компании Екатерина Косогова.

ЗА И ПРОТИВ

Новую модель рынка тепла обсуждали несколько лет. У идеи были как сторонники, так и противники. В частности, были опасения по поводу слишком больших прав компаний - поставщиков ресурсов. Они сами разрабатывают схему теплоснабжения населенного пункта, где принята методика альтернативной котельной. Якобы могут подскочить тарифы на тепло в этом городе или поселке.

В федеральном законе предусмотрено достаточное количество барьеров для недобросовестных теплоснабжающих организаций. В частности, схему теплоснабжения можно, конечно, разработать, но чтобы ее принять, нужно согласие местных властей или даже федерального Минэнерго, если город крупный.

На совещании в Новосибирске озвучивались региональные риски. В частности, генеральный директор «СИБЭКО» отметил, что применение метода альтернативной котельной в Новосибирске приведет к большому росту тарифов в отличие от соседних регионов, так как текущий тариф в городе низкий. Похожие опасения высказал и исполняющий обязанности министра ЖКХ Новосибирской области Евгений Ким:

- Нужно оценивать стартовые условия. В малых населенных пунктах состояние системы отопления такое, что новую модель применить невозможно - для потребителя это будет слишком дорого. Но вообще модель интересная, потому что это альтернатива предельному коэффициенту повышения тарифов, который правительство с каждым годом делает все ниже и ниже, даже ниже инфляции.

В том же Рубцовске, где начали реализовывать новую модель теплоснабжения, и население 140 тысяч человек, и теплотрассы прогнили, и теплостанции обанкротились. Тем не менее инвестор вложил 2 миллиарда рублей и сейчас люди в тепле, а тариф хоть и подрос, но остался приемлемым.

- Может быть, как раз в таких городах и нужно построить новые или модернизировать старые источники тепла. Другое дело, что срок возврата инвестиции достаточно долгий, может быть, где-то не обойтись без бюджетных вложений. Однако эти расходы будут адресными, направленными только туда, где наиболее сложная ситуация, а не «размазанными ровным слоем» по всей территории, - говорит директор по тарифообразованию Сибирской генерирующей компании Екатерина Косогова.

СГК вложила в реконструкцию теплоснабжения Рубцовска 2 миллиарда рублей и готова к не менее масштабным инвестициям еще в нескольких городах Сибири.

ВЫГОДЫ ИНВЕСТОРОВ

Закон об альтернативной котельной Госдума приняла в июле этого года. Новой моделью теплоснабжения, которую он предусматривает, заинтересовались сразу несколько крупных энергетических компаний. В Алтайском крае ее начали внедрять еще до официального вступления закона в силу, под честное слово местных властей - спасли от окончательного развала систему теплоснабжения Рубцовска.

Сибирская генерирующая компания смогла вложить в капитальную перестройку теплотрасс и реконструкцию местной тепловой станции 2 миллиарда рублей. Горожане теперь живут в теплых домах и не ждут морозов с тревогой.

Помимо этого СГК готова вложить 2 миллиарда рублей в систему теплоснабжения в Черногорске, 5 миллиардов - в Новокузнецке и 9 миллиардов рублей - в Барнауле.

Методикой альтернативной котельной заинтересовались власти Кузбасса и энергетики Центральной России. Эту методику планируют внедрять сразу в 10 регионах, в частности, в Воронежской области.

- Переход на новую систему ценообразования сложно недооценить. Такой подход - это понятная цена, понятный график ее достижения на долгосрочную перспективу. Все это позволяет планировать инвестиции и фиксировать их в схеме теплоснабжения, - считает директор департамента тарифов ПАО «Квадра» Андрей Таманцев.

Новая модель рынка тепла появилась на фоне постоянного бюджетного финансирования ремонта теплотрасс и котельных по всей стране. Каждый год на латание дыр в старых трубах уходят десятки миллионов рублей налогоплательщиков по всей стране. Получается, при действующей сейчас системе россияне платят за отопление дважды: сначала - в кассе энергокомпании, потом - не напрямую, но за счет 13 процентов своей зарплаты, которые уходят в пользу государства.

Еще один немаловажный момент: инвестиции в теплоэнергетику - это покупка новых труб, турбин, котлов. А значит, заказы у десятков отечественных предприятий - производителей сложной техники, металлургов, строителей.

ЧТО ПОЛУЧИТ ПОТРЕБИТЕЛЬ

Авторы поправок в Закон «О теплоснабжении» предусмотрели дополнительные бонусы для тех, кто понесет в кассы энергокомпаний свои кровные.

- Если единая теплоснабжающая организация недопоставит энергию, то она обязана компенсировать потребителю расходы на получение этих услуг. В законе это уже закреплено как обязанность. В подзаконном акте будет определено, как она это будет делать, - объясняет заместитель директора департамента развития электроэнергетики Минэнерго Алексей Храпков.

Например, если из крана не шла горячая вода, и ее пришлось нагревать в домашнем бойлере, за израсходованное электричество человеку заплатит компания, которой принадлежит Единая теплоснабжающая организация. И это только один вариант выгоды для потребителя.

Плюс новой модели и в том, что экономия становится действительно выгодной. При действующей сейчас модели можно утеплять швы между панелями в домах, ставить хорошие окна в подъезде, однако удешевление жильцы вряд ли почувствуют - тариф вырастет в следующем году, и плата останется на том же уровне или даже увеличится.

- Сейчас потребители задумываются: зачем проводить мероприятия по энергосбережению, если платеж потом все равно вырастет? Новая модель гарантирует потребителю, что все, что он сэкономит, останется у него. Роста тарифа не будет, если человек сократит потребление, - подчеркнул Храпков.

И самое главное - горячая вода в душе и кранах, теплые батареи почти весь год - инвестор сможет вкладывать большие деньги не только в латание давно проржавевших труб, которые то и дело трескаются от старости. Бизнес заинтересован вкладывать миллиарды в десятки километров новых теплотрасс и современные ТЭЦ. Значит, и коммунальных аварий почти не будет.


Источник: Комсомольская правда. Новосибирск.