Инвесторы ищут где теплее

Рынок теплоснабжения в России - среди самых недоинвестированных в России, износ инфраструктуры в среднем по стране достигает 70%, потери в теплосетях - около 30%, согласились участники парламентских слушаний по новой модели рынка теплоснабжения, которая предполагает введение единой теплоснабжающей организации и переход на договорные цены на тепло.

«В системе централизованного теплоснабжения на ТЭЦ вырабатывается около 50% тепла в нашей стране... В то же время эта сфера - одна из самых проблемных, слабо модернизированных, экономически неэффективных, инвестиционно непривлекательных. Износ тепловой инфраструктуры в стране достигает 70%... Технические потери в сетях составляют порядка 30%», - отметил глава комитета Госдумы по энергетике Павел Завальный в ходе парламентских слушаний в понедельник.

При этом существует избыток тепловой генерации, следует из презентации замглавы Минэнерго Вячеслава Кравченко: ТЭЦ загружены примерно на 30% мощности, а котельные - в среднем на 15%.

Новая модель рынка тепла предполагает введение свободного ценообразования по принципу «альтернативной котельной».

Сейчас государство регулирует тарифы на тепло, они устанавливаются в регионах. При новой модели будет установлена предельная цена, так называемый тариф альтернативной котельной. Единая теплоснабжающая организация станет единым закупщиком и поставщиком тепла в зоне своей деятельности. Стоимость тепла в регионе не должна будет превышать расчетную стоимость тепла от локальной котельной.

Расчет тарифа альтернативной котельной учитывает стоимость энергоносителей и стоимость эксплуатации теплоисточника, туда включаются и потребности в инвестициях для строительства теплосистемы.

Решение о переходе на новый метод остается за регионами, а государство сохраняет контроль над тарифами по принципу «выше нельзя, ниже можно».

Госдума уже приняла законопроект об «альтернативных котельных» в первом чтении.

Сколько стоит «альтернативная котельная»

Минэнерго оценивает привлечение инвестиций при повсеместном введении «альтернативной котельной» в 2,5 трлн рублей. В презентации Кравченко прогнозируется снижение ежегодной нагрузки на бюджет по субсидированию отрасли теплоснабжения на уровне 150 млрд рублей. Часть этих средств можно сэкономить перераспределив нагрузку в одной зоне теплоснабжения с более дорогих котельных на более эффективные и дешевые ТЭЦ.

Похожая оценка у главы СУЭК Владимира Рашевского, который в сентябре заявлял, что дефицит инвестиций в теплоснабжение достигает 2,5 трлн рублей.

«Т Плюс», на которую приходится 10% рынка теплоснабжения России, оценивает потребность в инвестициях в теплоснабжение в 4,4 трлн рублей - более 2 трлн рублей в энергоэффективность инфраструктуры и более 2 трлн рублей - в производство и передачу тепла.

СПОР О ТАРИФАХ

Участники рынка, эксперты и чиновники расходятся в оценках влияния реформы на тарифы.

По оценкам Высшей школы экономики, тарифы на тепло в 12 городах-миллионниках при новой модели теплоснабжения вырастут, но разброс темпов роста - от 10% до 153%.

Кравченко подчеркивает, что рост тарифа будет постепенным. «В отношении порядка 40% потребителей у нас цена "альтернативной котельной" выше на инфляцию плюс 1-2%, все оставшиеся потребители - инфляция плюс 4-5%, и порядка 3-4% - уровень роста свыше 10%», - объяснял он. По словам чиновника, для 20% потребителей роста цены не произойдет.

А в ряде городов будет снижение тарифа. «Владимирская область, Ковров - минус 20%, т. е. снижается. Пенза - 16%, Сызрань - минус 6%, Белгород - плюс 10%, Рязань - минус 5%, Смоленск - минус 14%», - сказал Кравченко.

При этом в Минэнерго называют существующие в стране цены на тепло «запредельно низкими».

Минэкономразвития поддерживает законопроект. «Цена - это в некотором смысле второстепенная задача. Получая полномочия по выстраиванию системы теплоснабжения, ЕТО должны искать деньги на инвестиции внутри системы, например, закрывая неэффективные котельные с высоким тарифом и вложив эти деньги», - отметил замглавы департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Минэкономразвития Дмитрий Вахруков.

Гендиректор Сибирской генерирующей компании Михаил Кузнецов уверен, что если не будет принята концепция реформы, то альтернативы бюджетным вливаниям в отрасль не будет.

«Мы альтернативную котельную рассматриваем не как вариант, при котором мы ничего не будем делать и с неба на нас повалятся деньги. Нам нужно не повышение тарифа, нам нужен внятный порядок ценообразования на наши услуги», - заключил он.

«Проблемы лечить в 10 раз дешевле, чем потом ликвидировать последствия аварий. Потому что 10 лет все устранялись от проблем, делали вид, что их нет», - заметил Кузнецов, добавив, что принятие закона об альтернативной котельной не окажет влияния на потребителей тепла во всех городах, где работает компания.

«Примером города, где несколько лет назад проблемы в тепле можно было решить дешевле, а сегодня это требует 2 млрд рублей, стал Рубцовск Алтайского края», - признал глава правительства региона Виктор Мещеряков.

Теплоснабжающая организация там заявила о выводе из эксплуатации ТЭЦ, от которой зависит 62% населения. На ее замену у региона есть три года. «Средств нет, региональный бюджет дотационный, мы обратились к инвестору в лице СГК. Пришли к выводу, что единственным гарантом возврата инвестиций может служить метод альтернативной котельной. Он позволит быстро нам решить проблему за два года, а инвестору - вернуть деньги в течение 15 лет», - привел пример чиновник.

Источник: Rambler News Service (rns.online)