Проблемные регионы записываются в «пилоты»

Об этом свидетельствует позиция регионов, желающих войти в число «пилотов» тепловой реформы и не видящих альтернативных путей решения тепловых проблем

 Российская тепловая энергетика, находящаяся в состоянии хронического недофинансирования, «созрела» для серьезных преобразований, считает Екатерина Косогова – директор по тарифообразованию ООО «Сибирская генерирующая компания».

  - В конце ноября замглавы Минэнерго Вячеслав Кравченко сообщил о  том, что подготовка долгожданной реформы рынка теплоснабжения наконец-то вышла на финальную стадию – поправки к Закону о теплоснабжении должны быть приняты до конца 2017 года.  По словам замминистра,  реформа рынка теплоснабжения, «снижающая административное давление на бизнес», пойдет в конечном итоге  на пользу не только , не только энергетикам, но и потребителям,  которые  выигрывают от от обновления отрасли и от повышения ответственности единых теплоснабжающих организаций. Как  вы считаете, сбудутся ли эти ожидания?

 – В предлагаемой реформе есть главное, что нужно инвестору, - прописанные законодательно прописываются гарантии возврата инвестиций. Проблема отрасли сейчас не в том, что в ней нет денег, а в том, что отсутствуют механизмы привлечения и возврата инвестиций в теплоснабжение. Тарифы в отрасли жестко регулируются и сдерживаются на уровне ниже обоснованных, возможности для включения в тариф инвестиционных программ энергокомпаний очень ограничены. В том случае, если компания решает вкладывать собственные средства в реализацию проектов для повышения эффективности, полученная в результате экономия через несколько лет вырезается из тарифа, тем самым лишая организацию возможности окупить свои затраты. По факту с учетом срока окупаемости проектов в теплоснабжения в 12-15 лет при текущем законодательстве можно вернуть примерно половину.

Предлагаемая реформа как раз и снимает этот вопрос, предлагает конкретные механизмы возврата вложенных средств, поэтому там, где новая модель вступит в действие, инвестор с удовольствием пойдет в отрасль. Другой вопрос, что в силу специфики текущего законопроекта и необходимости согласования органами власти, круг таких населенных пунктов будет весьма ограничен и скорее всего в их число попадут те города, где теплоснабжение в таком тяжелом состоянии, что переход на новую модель будет единственным выходом, чтобы не остаться без тепла. На территории нашего присутствия таким ярким примером является город Рубцовск. Там уже идет речь о существовании тепла в принципе, а не о качестве теплоснабжения.

 - Насколько удачен, на Ваш взгляд,  «компромиссный»путь реализации реформы, существуют ли «подводные камни» препятствующие его реализации, и недоучтенные авторами реформы риски?  

 - Тот вид, в котором законопроект дошел до рассмотрения парламентариями, на наш взгляд, далеко не лучшая его форма.

Необходимость согласования перехода на новую модель органами власти может значительно затянуть процесс реформирования, а в каких-то регионах сделать его просто невозможным, так как нередко позиция региональной власти заключается в популистском сдерживании тарифа любой ценой.

С другой стороны, лучше будет принять закон в таком виде, чем отказаться от него вообще. Возможно, в тех городах, где власти готовы включиться в реформу, произойдут позитивные изменения, которые послужат примером и для других. Мы готовы включиться в этот процесс и уже стараемся показать, как это может работать на примере Рубцовска, начав действовать по принципам новой модели еще до вступления в силу правок.

 - Реален ли существенный рост тарифов для потребителей, выходящий за рамки обещаний Минэнерго?

 - На деле озвученные показатели роста тарифов не являются обязательными. Это максимально возможная величина, планка, выше которой прыгнуть нельзя. Позиция нашей компании, что тариф альтернативной котельной можно сделать меньше, он избыточен в тех размерах, которые озвучены сейчас. Достаточно будет части этого тарифа, но мы должны быть уверены, что он не снизится ни  через год, ни  через пять. Поэтому хотелось бы иметь право совместно с субъектом принимать решение о применении тарифа ниже расчетного уровня альтернативной котельной, но работать по принципам новой модели. 


Опубликовано в газете "Тепловая энергетика", №06 (27) декабрь 2016